Вспышка в потолок

Вспышка в потолок_Vspushka v potolok

В своем блоге недавно писала, что можно неплохо зарабатывать на стоках, имея в своем распоряжении только фотоаппарат и внешнюю вспышку. И приводила пример с девочкой, заболевшей ветрянкой, когда съемка проводилась у нее дома с использованием одной вспышки в потолок.

Все фотостоки, включая Shutterstock.com и Istockphoto.com, эти фотографии приняли.

Этот урок для новичков или даже не урок, а эксперимент, вот купили вы внешнюю вспышку, нацепили на фотоаппарат, щелкнули, ожидали шедевра, а стало хуже. Стали разбираться.

Здесь я привожу пошагово свои «разборки» с внешней вспышкой. Вы так же можете взять в руки фотоаппарат, и проделать все шаги самостоятельно. Благо, для этого не нужны какие-то особые приспособления, только фотоаппарат, вспышка и штатив. Хотя последний тоже не обязателен, в моем случае он был нужен для того, чтобы получать одинаковые кадры.

Для примера я взяла грушу на белом листе бумаги A3. На листе бумаги хорошо видны тени, которые мы будем регулировать вспышкой.

Съемка объекта на белом фоне_S'emka ob'ektov na belom fone

Но метод рассчитан для людей, и животных на их естественном фоне, а так же для съемки с рук.

К сожалению, мой кот не пожелал быть моделью, поэтому для экспериментов я выбрала грушу, она, во всяком случае, удрать не пыталась.

Итак, у меня имеется вспышка Canon Speedlite 580EX II и фотоаппарат Canon 5D Mark II.

 

1. Тестовый снимок без вспышки.

Сначала делаем первый снимок без вспышки. Просто берем фотоаппарат, ставим приоритет диафрагмы, выставляем F10.

Из личного опыта: чем более закрыта диафрагма, тем лучше стоки принимают изображения. Они не любят слишком маленькую глубину резкости (ГРИП), не любят, когда фокус не в том месте. Если вы хотите малую глубину резкости, лучше воспользуйтесь Photoshop в CS6 появился замечательный фильтр, позволяющий ее имитировать. А пока, чтобы не испортить кадры промахом с фокусом, можно как раз побольше закрывать диафрагму.

А для предметки это важно. Чем ближе предмет расположен к объективу фотоаппарата, тем меньше шансов, что он полностью будет в зоне резкости. Если вы поставите слишком открытую диафрагму, например, F4, может получится, что зона резкости будет настолько мала, что вы ее и не найдете.

 

Далее. Устанавливаем на фотоаппарате минимальную светочувствительность: ISO 100. Чем меньше ISO, тем меньше у нас шумов, значит, тем лучше наше изображение, и выше процент приемки. ISO можно поднимать до определенного значения, стоки их принимают, особенно, если хорошенько поработать шумодавом. Но давайте договоримся, ISO будем поднимать только тогда, когда все остальные ресурсы уже исчерпаны.

 

Итак, навели фотоаппарат на объект и сфотографировали.

Фотографирование на белом фоне_Fotografirovanie na belom fone

Вот получилось такое безобразие. Причем у меня фотоаппарат стоял на штативе, поэтому чудовищная выдержка в 1,6 секунды тут не особо заметна. Если бы вы снимали с рук, то получилось что-то размазанное.

В комнате горел верхний свет, поэтому обратите внимание на тень, она получилась очень резкой. Еще раз прошу, обратите внимание на тень! Точечный источник света (лампа) дает четкую тень. Этоеще повезло, что он был только один, иначе бы тут заиграли двойные или тройные тени.

Вывод. Нам нужна вспышка в качестве дополнительного источника света.

 

2. Вспышка, направленная на объект.

Вторым шагом, устанавливаем вспышку на фотоаппарат. И давайте сначала направим ее прямо на грушу.

Вспышка у нас Canon Speedlite 580EX II, она поддерживает режим E-TTL II, то есть последний на сегодня механизм взаимодействия камеры и вспышки.

Если не углубляться в подробности, TTL  (англ. Through The Lens — Через объектив) — это модуль с датчиками, расположенный внутри камеры. Эти датчики измеряют освещенность кадра. Вспышка в момент нажатия спуска затвора делает предвспых с помощью инфракрасной лампы. Датчик в камере измеряет количество отраженного света, и на основании этого фотоаппарат рассчитывает экспозицию (грубо: выдержку, диафрагму и прочее.)

Итак, режим вспышки E-TTL, значит, фотоаппарат рассчитывает, какой импульс она должна выдать, чтобы осветить наш объект.

Вспышка сразу показывает, что она очень умная, хотя бы тем, что пишет: «Zomm 105 mm», то есть это то фокусное расстояние, которое я установила на объективе.

Снимаем.

Вспышка в лоб_Vspushka v lob

Сразу замечаем, что выдержка у нас хоть немного и уменьшилась, но все равно осталась очень длинной. Почему? Теперь она в 2 раза меньше, но все равно — 0,8 секунды. Это не годится для съемки тех же людей.

К тому же у нас очень странные тени. Вернее, к нашей первоначальной добавилась еще вторая: в виде черенка и второй обводки под грушей.

И я молчу, что кадр темный.

Все это подтверждает теорию, что «вспышка в лоб» дает очень плохой результат.

Вывод: будем направлять вспышку в потолок.

Здесь, я сразу отступлю для тех умников, которые читают эту статью и тут же пишут комментарии: «залезайте ручками в настройки фотоаппарата и не морочьте людям голову», повторяю, статья написана для понимания, как работает свет, для чего мы совершаем какие-то действия. Совершенно не обязательно при каждой съемке действовать этому плану, но знания еще никому не мешали.

 

3. Вспышка в потолок, E-TTL

Итак, мы ничего не знаем, куда лезть, что делать, и первая мысль, которая нас посещает, это нужно залезть в инструкцию. По научному «вспышка в потолок» называется «съемка со вспышкой в отраженном свете«. И этому посвящена целая страница. Цитирую:

«Если направить головку вспышки на стену или в потолок, объект будет освещаться светом вспышки, отраженным от поверхности. Таким образом можно смягчить тени за объектом, обеспечивая более естественный вид снимка.»

Иными словами, если я направлю вспышку в потолок, то избавлюсь от второй тени в виде вылезшего из ниоткуда черенка.

Это легко. Повернула головку вспышки, о чем она сразу же сообщила тем, что Zoom стал «—». Она в курсе, что светит не на объект.

Снимаем.

Вспышка в потолок_vspuska v potolok

Это, конечно, уже лучше. Но я не могу сказать, что супер.

Во-первых, опять длинная выдержка — 0,6 секунды.

Во-вторых, темно.

В-третьих, ненавистная мне четкая тень с первого кадра перекочевала и сюда.

Из положительного: что-то все же поменялось, изображение стало естественнее, чем раньше. Так же исчезки блики на самой груше и черенке, которые присутствовали и на первом, и на втором кадре.

Вывод: что-то мы делаем не так.

Обращаемся к инструкции, к тому месту, где написано про съемку в отраженном свете.

«Если стена или потолок расположены слишком далеко, отраженный свет вспышки может быть слишком слабым и кадр может оказаться недодержанным».

Это отвечает на вопрос, почему так темно, но два других вопроса остаются открытыми. Но больше по этому способу съемки в инструкции не написано ничего.

Хорошо, попробуем увеличить экспокоррекцию.

 

4. Увеличение экспокоррекции в камере на максимум (+2)

Фотографирование со вспышкой_Fotografirovanie so vspushkoi

 

Результат лучше. Во всяком случае светлее. Выдержка у нас еще увеличилась, аж до 2,5 секунды. Тень осталась на месте.

Вывод: это не то, что мы хотели получить.

 

5. Увеличение экспокоррекции на вспышке на максимум (+3)

Мы знаем, что идем не туда, но давайте дойдем до конца, чтобы точно удостовериться, что это тупик. Экспокоррекцию можно так же проводить еще и на вспышке. Поставим ее тоже на максимум, то есть +3.

Съемка с использованием внешней вспышки_S'emka s ispol'zovaniem vneshnei vspyshki

Мы увеличиваем экспозицию, фотоаппарат поднимает нам выдержку. Систему не обманешь. Выдержка стала теперь аж 3,2 секунды. Даже на штативе изображение смазалось.

Но зато мы узнали, что экспокоррекция на вспышке и экспокоррекция на фотоаппарате — разные вещи, и они суммируются. Изображение стало ярче.

Вывод: пора искать другой путь.

 

6. Приоритет диафрагмы не подходит для съемки со вспышкой с рук?

Снова пролистываем инструкцию в надежде найти то, что мы делаем не так. Обращаем внимание на наш режим — приоритет диафрагмы.

«Режим приоритет диафрагмы следует выбирать, если требуется устанавливать диафрагму вручную.» (хм… а нам требуется)

«Для достижения стандартной экспозии камера автоматически устанавливает выдержку затвора, соответствующего диафрагме.

В случае темного фона (например, при съемке ночного сюжета)  (или нашей груши в не очень освещенной комнате) для получения стандартной экспозиции как основного объекта, так и фона, используется синхронизация вспышки при длительной выдержке. Стандартная экспозиция основного объекта достигается благодаря вспышке, стандартная экспозиция фона обеспечивается длительной выдержкой затвора.

Так как для съемки сюжетов с низкой освещенностью используется длительная выдержка затвора, рекомендуется установить камеру на штатив».

Перевожу с русского на русский: в режиме Av (приоритет диафрагмы) груша наша освещается вспышкой (экспозиция основного объекта), а лист бумаги пытается доэкспонироваться длинной выдержкой.

Но нам не нужна длинная выдержка! Иначе зачем нам вспышка?

Неужели приоритет диафрагмы нельзя использовать в условиях низкой освещенности?  Так как он учитывает  не особо нужный нам фон и доводит его до ума длительностью выдержки.

а) мы не хотим снимать со штатива;

б) нам нужна короткая выдержка, чтобы люди не смазывались.

 

Что делать?

Здесь я сразу привожу ручные настройки в фотоаппарате, которые помогут это исправить.

Заходи в меню фотоаппарата, пролистываем до предпоследнего пункта, где пользовательские настройки, если у вас другая модель, попробуйте найти значения, похожие на это:

C.Fn I : Экспозиция

C.Fn II : Изображение

C.Fn III : Автофокус/Реж.драйва

C.Fn IV : Дополнителтьно

Сброс всех польз. функц. (C.Fn)

 

Выбираем первый пункт C.Fn I : Экспозиция, доходим до пункта Выдержка синхр. вспышки в Av (у меня пукт 7) и видим значения:

0: Авто (который установлен по умолчанию)

1: 1/200 — 1/60 с (авто)

2: 1/200 с (фиксированная)

Итак, если при съемке со вспышкой у вас длинная выдержка, у вас в этом пункте стоит авто (вариант 0).  Вы можете поменять на первый или второй вариант. В первом случае  1/200 — 1/60 фотоаппарат будет рассчитывать выдержку от 1/60 до 1/200, не делая ее длиннее 1/60. В этом случае скорее всего на всех фото у вас и будет 1/60. Это даст вам возможность избавиться от смаза.

Второй вариант 1/200 фиксирует выдержку на этом значении, например, когда нужно заморозить движение человека.

 

Вот и вся премудрость… но… вы можете прочитать эту статью до конца, например, для лучшего понимания работы света… Использовать другие режимы, и потренироваться устанавливать настройки вручную.

 

Тайна происхождения жестких теней.

Если вы еще не поняли, откуда растут ноги той тени под грушей, то еще раз обратите внимание на первую картинку и на длительность выдержки. Именно они взаимосвязаны.

Когда мы направляем вспышку в потолок, то свет рассеивается, он идет от потолка сплошным потоком и должен сделать тени мягкими и размытыми. Он не может давать ничего резкого!

Так откуда у нас тогда жесткая тень?

Секрет в том, что она идет от лампы, от того точечного источника, который экспонирует фон на длительной выдержке. Она же, лампа, может давать разницу в цветовых температурах. Когда свет от вспышки белый, а от лампы накаливания желтый, если они разнесены, но на фотографии это будет заметно.

Когда мы уменьшаем выдержку,  мы убираем влияние других источников света на фото.

А теперь все сказанное повторю другими словами, так как этот момент очень важный.

Если при съемке без вспышки на нашу экспозицию влияют:

  • диафрагма
  • выдержка
  • ISO

То при съемке со вспышкой добавляется еще два параметра:

  • диафрагма
  • выдержка
  • мощность вспышки
  • расстояние от вспышки до объекта
  • ISO

Но при этом выдержка влияет только на экспозицию фона, а не самого объекта. То есть выдержка регулирует детали в тех местах, куда свет от вспышки не доходит.

Но если мы снимаем «вспышка в потолок», то свет дойдет до всего, что нам нужно, значит, эта длительная выдержка нам просто не нужна.

Длительность выдержки была бы важна для нас, если бы мы, к примеру, снимали ночные портреты. Вспышка освещает человека, выдержка экспонирует ночной пейзаж.

В домашней обстановке, именно вспышка должна служить основным и единственным источником света. Значением выдержки мы регулируем всего лишь один параметр: включить ли нам другой источник света или выключить его. В большинстве случаев у вас ответ будет один — выключить.

А теперь еще раз, но по-другому. При съемке во вспышкой, именно диафрагма, а не выдержка регулирует экспозицию. Тут важен вопрос сколько света пройдет через объектив, а не как долго будет открыт затвор. Вспышка — это короткий импульс, а не поток постоянного света.

Теперь вернемся к нашей груше. И разберемся с другими параметрами, рассмотрим работу с приоритетом выдержки, работу в ручном режиме, влияние расстояния и ISO.

 

7. Приоритет выдержки.

Устанавливаем на фотоаппарате приоритет выдержки. Ставим выдержку 1/125. Ее будет достаточно, чтобы снять с рук без шевеленки. Экспокоррекция в фотоаппарате +2 и на вспышке +3 остались в силе.

Как снимать со вспышкой_Kak snimat' so vspyshkoi

 

Кажется, это лучший результат, который можно было только ожидать. Жесткая тень с черенком от лампы исчезла (ей не хватило длительности выдержки), вместо нее получилась вполне приемлемая размытая тень.

Но вот, к сожалению, диафрагму нам выдал фотоаппарат максимально открытую для моего объектива, то есть F4. Мог бы больше, открыл больше. И значит, моя глубина резкости, которая мне так необходима, пропала. Даже на такой маленькой картинки видно, что резкость по бокам груши есть, но в центре ее нет.

Вывод: нам необходимо управлять диафрагмой и выдержкой. Попробуем ручной режим?

 

8. Ручной режим.

Ставим режим M. Поочередно устанавливаем диафрагму F10, выдержку 1/125.

В ручном режиме параметры мы установили жестко, поэтому функция экспокоррекции не работает.

Давайте проверим, а работает ли коррекция вспышки? Сначала вернем ее на место, то есть на вспышке выставим 0.

Снимаем.

Использование внешней вспышки_Ispol'zovanie vneshnei vspyshki

Конечно, получилось слишком темно, ведь мы закрыли диафрагму с F4 до F10.

Попробуем увеличить мощность вспышки, опять поставив +3.  Коррекция вспышки работает.

Как фотографировать на белом фоне_Kak fotografirovat' na belom fone

Стало светлее, но не достаточно.

Что еще мы можем сделать в ручном режиме, чтобы сохранив нашу диафрагму, сделать изображение светлее?

 

9. Мощность вспышки.

Давайте проверим, а на полной ли мощности вспышка? Если фотоаппарат изначально ошибается и дает меньший импульс, который приходится поднимать аж на три ступени, может быть сразу выдавать весь свет, на который способна вспышка?

Переводим вспышку в ручной режим, она должна показывать 1/1. Это ее полная мощность. Другие значения 1/2, 1/4 , 1/8 — это уже уменьшение ее мощности в 2, 4, 8 раз и так далее.

Ручные настройки фотоаппарата_Ruchnye nastroiki fotoapparata

Возможно, на этой картинке не очень заметно, но все же в прошлом режиме вспышка работала не на полную мощность. В этом случае разница небольшая, но иногда разница значительная.

 

10. Расстояние от вспышки до предмета.

А в нашем случае от вспышки до потолка. Камера стоит на штативе, вспышка на камере, и до потолка еще  полтора метра. Само собой, пока свет доберется туда и вернется обратно, он значительно потеряет в силе.

Если у вас есть радиосинхронизатор, с помощью которого вы можете отделить вспышку от фотоаппарата, то ваш ассистент, держа вспышку в руке, может регулировать ее мощность приближая или удаляя от потолка. Вместо ассистента можно использовать стойку, и регулировать ее высоту.

К сожалению в момент проведения опыта синхронизатора не было под рукой. Наглядно продемонстрировать не получилось.

Как вариант, отражать можно не только от потолка, но и от большого листа картона, белой стены или лайт-диска. Потолок удобнее лишь тем, что его не надо держать в руках :)

Итак, расстоянием от вспышки до отражающей поверхности можно регулировать мощность вспышки.

11. Поднимаем ISO

Итак, мы добрались до последнего средства. Будем поднимать ISO. Работает в ручном режиме.

Поднимем светочувствительность в 2 раза. Вот ISO 200

Фотографирование предметки_Fotografirovanie predmetki

А затем поднимем еще в два раза. Вот ISO 400.

Как фотографировать предметку_Kak fotografirovat' predmetku

Вот на этом варианте стоит остановиться. Не обращайте внимание на неправильный баланс белого и на то, что груша из зеленой превратилась в желтую.

Это мы легко исправим в RAW-конвертере.

 

Изоляция на белом фоне_Izolyaciya na belom fone

Здесь мы скорректировали баланс белого, и чуть подтерли сверху серую полосу в Фотошопе инструментом Dodge в режиме Hightlight. Получился «изолят» малыми средствами.

Вывод: мы научились работать со вспышкой в режиме приоритета диафрагмы, использовать пользовательские настройки. Разобрались с отраженным светом и светом от точечного источника. Попробовали различные режимы и разобрались, от чего зависит мощность вспышки.

 


Эта страница была показана 88257 раза.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

{ Комментировать? }

  1. Дроздов Игорь

    Спасибо за статью! Написана очень понятным языком и подробно.

  2. Очень хорошая статья, из 10 мною прочитаных самая лучшая и понятная

    Очень хорошая статья, из 10 мною прочитаных самая лучшая и понятная

  3. Maria

    огромное спасибо за статью, ответила на многие вопросы )

  4. Oleg

    Поясните. Каким образом у Вас в режиме приоритета диафрагмы камера со вспышкой выдаёт такие выдержки 1,6, 0,8, 0,6 и пр? Что это за E-TTL такой?

  5. Oleg

    «залезайте ручками в настройки фотоаппарата и не морочьте людям голову» — Квинтэссенция Вашего опуса.

  6. Владимир

    Огромное вам СПАСИБО, за статью, за труд и за желание помогать людям познать то, в чем разобраться в одиночку очень трудно.
    Думаю, что такие знания нужны не только начинающим фотографам…

  7. Tops

    Спасибо, все очень доступно и понятно. Очень рад, что нашел эту статью =)

  8. Sergey

    Огромное спасибо! Все понятно и просто! А самое главное работает. После прочтения вашей статьи хочется взять фотоаппарат в руки и пробовать. В итоге впервые получились хорошие снимки!

  9. Игорь

    Спасибо.
    И добавлю, то до чего доходил сам, и достаточно долго — понадобилось после покупки вспышки пару дней экспериментов (в Av : 1/60 — 1/250 и регулировка в отражённом свете только диафрагмой и ISO) , из Вашей статьи можно было бы выяснить за 10 мин.
    Полезно не равнодушным любителям. И главное, доступно — без умничанья !

  10. Игорь

    Да у меня 7-ка, и теперь даже и не пойму зачем мне другие режимы при съёмке со вспышкой (приор. выд., ручной), если не надо осветить дальний план(уличный, ночной портрет), или оставить в кадре след фар, стопов и т. д.
    И это радует, можно практически не расставаться с любимым Av.

  11. Игорь

    Не удержался (хоть и не люблю тереть время на комментарии), вернулся ещё раз сказать Вам СПАСИБО, за то что делаете так: «Перевожу с русского на русский» !!!
    Рядовой человек (любящий своё увлечение фотографией), зачастую пасует перед заумной терминологией, и только очень упорные докапываются до сути.
    Продолжайте в том же духе, и многие Вам скажут спасибо…

  12. Александр

    Все ясно и понятно! Превосходно написано! Спасибо!

  13. Сергей

    Замечательная статья, написана без пафоса и по-человечески доступно, в хорошем тоне, приятно читать. Спасибо!

  14. Edo

    Ну наконец-то я нашел Вашу статью! Все просто, доходчиво, понятно и качественно! Браво и спасибо!

  15. Степан

    Благодарю!!! Все понятно и просто! беру фотоаппарат и шаг за шагом понимаю что да как… спасибо

  16. Александр

    Отличная статья. Для чайника, коим и являюсь, самое то. Большое спасибо за проделанную работу.

  17. Алексей

    Интересная статья, не давно занялся стоками, и к своему разочарованию понял что то, что покупалось рание для фото не очень то и пригодно, к примеру зум объектив 70-300 f4-5.6 is usm macro можно ли им что то снять ) ? или же одеть китовый объектив ( но он уж очень очень унылый, светосила как у зума)

  18. Raechka

    Огромное спасибо за ваши советы. Наконец то у меня получились фото с хорошей глубиной резкости на белом фоне.

  19. Алла

    Огромное спасибо за статью! В первые наткнулась на неё когда у меня ещё не было внешней вспышки, прочла и поняла что она написана, как я говорю, на уровне домохозяйки, то есть для меня ))), сохранила себе в закладки и вот когда купила вспышку попробовала несколько раз снять, а у меня толком ничего не получилось, вспомнила о «статье с грушей». Теперь перечитав ещё раз Вашу статью многое поняла, почему не получалось. Спасибо за Ваш труд!!!

  20. Алена

    Люблю, когда все четко и подробно расписано! Куча примеров, разжеванной информации(прошу прощение за выражение) и главное — все по делу! Спасибо большое за статью!

  21. Наталья

    Спасибо за такой «разжёванный» материал!) Всё очень доступно и понятно! Хочу заняться стоком, надеюсь с помощью Ваших уроков в голове что то прояснится, потому что не знаешь за что хвататься…

  22. Роман Хоменко

    Спасибо, очень познавательно, многое для себя прояснил…!!!

  23. Адель

    Спасибо за статью. Очень доходчиво!!!

  24. Мила

    Спасибо! Статья как раз то, что искала. Теперь понятнее как на строить вспышку для предметки.

  25. Даша

    Спасибо огромное за Ваши статьи! У них есть основной недостаток — их очень мало, хочется еще и еще. Спасибо!
    И сразу вопросы (и сразу хочу за них извиниться, возможно, они слишком дилетантские, но задать мне их просто некому). Я любительски занимаюсь фотографией уже давно, сейчас захотелось попробовать на этом заработать. Для того, чтобы начать размещать фотографии на стоках, решила сначала потренироваться. Откликнулась на объявление о работе (ретушь raw файлов для стока), сделала тестовые задания. Получила ответ от потенциального работодателя, что файлы, к сожалению, обработаны не для стоков. Я, конечно, и не рассчитывала на то, что являюсь гением в обработке) Но тут я поняла, что не знаю ничего. Для обработки этих фотографий я перерыла массу информации в интернете, читала и Ваши рекомендации, а все равно чего-то не понимаю. Есть ли какие-то общие правила? Вот, например, груши в этом уроке. Очень прошу не обижаться, Ваши уроки для меня просто свет в окошке, но разве последняя груша — это то, что пропустил бы сток? Т.е. я ничем не хочу обидеть это фото, но мне кажется, что для стока оно все же не резкое, создается впечатление, что предмет вырезанный, край нехороший. Зато практически идеальна груша в маленьком формате в самом начале урока, на градиентном фоне. Это не к тому, что с фото что-то не так. Это к тому, что я чего-то не могу понять… А главное, не знаю, где и как этому научится. Очень надеюсь, что Вы меня поняли, так как Ваш ответ мне уж очень-очень нужен)))
    Кроме того, этот отказ пару недель назад заставил меня пересмотреть и другие свои идеи. Я уже больше пяти лет делаю макеты буклетов-календарей-визиток-книг-афиш-и-прочей-полиграфической-продукции. Но для друзей-знакомых-знакомыхзнакомых. Аналогично уже давно снимаю свадьбы, и тоже «по дружбе». В какой-то момент я задумалась, что я уж очень много всего этого делаю «за просто так», что, возможно, есть смысл попытаться зарабатывать на том, что мне нравится. С одной стороны есть Вы, и Вы говорите, что для стоков не обязательно снимать в студии, что достаточно внешней вспышки (пользуясь случаем, спасибо за шикарную статью про Вашу подругу и ее опыт!), а с другой стороны, если моя обработка не годится для фото, возможно, моя обработка свадебных фотографий на самом деле тоже не годится для того, чтобы брать за нее деньги? Может, мои макеты совсем не годятся для печати? И то, что проходит для моих друзей, далеких от полиграфии, засмеял бы любой профессионал? А как это определить, если рядом нет никакого такого профессионала, с которым можно было бы посоветоваться?!

      • Катерина

        А подскажите, в чем разница между коммерческой и профессиональной фотографией? Для меня это сейчас актуально. Разве, занимаясь коммерческой съемкой, не нужно быть профессионалом? Спасибо.

  26. Оксана

    Это что-то с чем-то! Класс,класс,класс!!!! Спасибо огромное,все так доступно изложено! Сейчас буду пошагово повторять за вами и экспериментировать!!! Ещё раз спасибо!

  27. Серж

    Никогда не оставлял комментарии. А тут так легко о сложном☺ СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!

  28. Eric

    Не смог удержаться от комментария. Спасибо огроменное! Вы не представляете, сколько статей я до этого перелопатил по этой теме, сколько времени угробил на профессиональных форумах! И везде отвечают важно, но унылым, скучным и совершенно непонятным для начинающего языком, и все больше спорят друг с другом и изощряются только в им понятной словесности. И почему большинство тех, кто называет себя «профи», такие зануды? :) Именно поэтому Ваша статья просто как бальзам на душу. Всё с учетом психологии новичка. Спасибо, искреннее спасибо!

  29. валерий

    спасибо. хорошо, что ВЫ есть и будете. успехов ВАМ.

  30. Nargiz

    Спасибо за статью, и как писалось выше за перевод с русского на русский! Я самоучка около 6 лет работаю фотографом. Но ещё много не знаю, была бы вам очень признательна, если бы вы написали статью как использовать вспышку при ночной съёмке на улице.Сколько ни экспериментировала фото получается или засвеченым или тёмнымю

  31. Konstantin

    Спасибо, очень доходчиво написано. Посоветуйте можно ли использовать автоматический режим у старой никоновской вспышки SB-24, установленной на камере Nikon D3100? Или всё только в ручном? В руководстве камеры написано, что при этом
    автоматическая фокусировка невозможна. Значит и наводить вручную? Не могу понять.

  32. Екатерина

    Хочу сказать огромное спасибо. Если бы Вы только знали какие нужные вещи вы пишите!!!!

  33. Arman

    Vse ochen gramotno. Spasibo

  34. Наталья

    Я как раз задалась вопросом покупки внешней вспышки. Но то, что мой фот не выдаст мне выдержку короче 1/200 меня тормознуло. Я в частности снимаю своего ребенка и часто получаю смаз от быстрых движений почему-то даже на 1/450… Думала свет мне в помощь, но засомневалась поможет ли он в моем случае.
    А в статье было бы интересней сравнить фото без внешней вспышки или со встроенной, но с поднятым ISO. Видна была бы разница, кроме шумов конечно?

  35. Олег

    Хоть и написана статья не сегодня. Но тема актуальна. Рад, что нашёл вашу статью. Начинаю по ней прорабатывать основы работы с внешней вспышкой.Спасибо вам огромное. Статья уходи в закладки.Удачи вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>